Стандарт качества образования ИТМО

Актуально на апрель 2024 

Стандарт качества образования ИТМО (СКО ИТМО) устанавливает ряд принципов реализации образовательного процесса в университете. Соблюдение этих принципов позволяет как обеспечивать, так и оценивать эффективность учебного процесса и его результатов всеми участниками образовательного процесса. 

Качество образования – это система, которую можно определить через три ключевых компонента: качество условий, качество процесса и качество результата. Важно, что изменение любого из этих компонентов может повлиять на качество образования в целом. Например, для повышения качества результата обучения на образовательной программе может потребоваться улучшение качества условий приема и/или качества текущего учебного процесса. 

В рамках внутренней системы оценки качества образования ИТМО (ВСОКО ИТМО) уделяется внимание как внутреннему контуру – выявляются и освещаются успешные подходы и практики на всех уровнях образовательного процесса – от университета в целом до факультетов и отдельных образовательных программ, так и внешнему контуру, включающему, в частности, мероприятия международной аккредитации, профессионально-общественной аккредитации и государственной аккредитации.

Ключевым принципом ВСОКО является использование как количественных, так и качественных данных. Эти данные мы получаем через обратную связь со студентами, через информационную систему управления ИТМО (ИСУ ИТМО), через взаимодействие с образовательными подразделениями, с руководителями образовательных программ и преподавателями.

Мы стремимся совершенствованию системы оценки качества образования через активный диалог со всеми заинтересованными сторонами и через выявление лучших практик, а также областей, которые требуют внимания и улучшения.                                                                                                                

Принципы стандарта качества образования:

Персонализация

Мы создаем условия для максимального развития образовательного и личностного потенциала каждого отдельного участника образовательного процесса и для образовательного сообщества в целом. 

Мы предоставляем возможности для достижения образовательных результатов посредством адаптации образовательных продуктов (контент, темп,  язык и форматы) к особенностям личности и потребностям в развитии.

Мы обеспечиваем разнообразные траектории развития научно-педагогических работников ИТМО для максимального раскрытия их потенциала.

Реализация на уровне обучающихся

Индивидуальные образовательные программы

Реализация на уровне сотрудников

Альтернативные баллы в конкурсе ППС

Принятие решений, основанных на данных и обратная связь

Мы разрабатываем, реализуем и развиваем образовательные продукты на основе данных, используя data driven-подход (количественные метрики, социологические исследования и т.д.) 

Мы обеспечиваем полный цикл обратной связи, собираемой в ходе и по итогам реализации образовательного процесса.

Мы повышаем качество принимаемых управленческих и образовательных решений путем вовлечения всех участников образовательного процесса в их обсуждение, а также через внедрение лучшего отечественного и зарубежного опыта в практику работы ИТМО.

Реализация на уровне обучающихся

Сбор обратной связи по дисциплинам и преподаванию

Использование данных построения ИОП при формировании расписания и выбора дисциплин

Принятие решения о повторном запуске общеуниверситетских факультативов на основе результатов мониторинга и экспертной оценки

Реализация на уровне сотрудников

Edu Stars

Открытый ректорат

Вовлеченность всех участников процесса

Мы ориентируемся на интересы каждого члена ITMO.Family и ожидаем, что каждый вносит значимый вклад в образовательный процесс ИТМО.

Мы создаем условия, чтобы каждый член ITMO.Family был услышан и имел возможность дать конструктивную  обратную связь.

Мы реализуем подход peer-review (на основе коллегиальной экспертизы) в оценке эффективности и результативности образования.

 Мы придерживаемся принципа “Каждый равен профессору”: все члены ITMO.Family на равных участвуют в рабочих группах, органах, принимающих решения (УС, ректорат, УМС и т.д.)

Реализация на уровне обучающихся

Общеуниверситетские факультативы от студентов для студентов (Students for Students)

Участие обучающихся в УС, УМС

Реализация на уровне сотрудников

Взаимопосещение занятий преподавателей

Культура качества

Мы настаиваем, что каждый в университете несет ответственность за поддержание и повышение качества образовательных продуктов и сервисов.

Мы стремимся к тому, чтобы каждый член ITMO.Family знал, разделял и руководствовался ценностями ИТМО, принципами стандарта качества и поэтому активно участвовал в мероприятиях ВСОКО.

Мы совершенствуем имеющиеся и ищем новые механизмы, которые позволят гарантировать постоянное улучшение качества условий, процесса и результата образовательного процесса.

Реализация на уровне обучающихся

Наполнение контентом страниц по качеству портала edu.itmo.ru

Принятие решений при выборе дисциплин на основе оценок других студентов

Реализация на уровне сотрудников

ITMO.Enter для родителей

Встречи ЦСиО с родителями

Прозрачность (Открытость)

Мы стремимся, чтобы образовательные процессы были открытыми и понятными для всех участников, чтобы обеспечить единое информационное поле и своевременно реагировать на возникающие проблемы. Для этого мы:

  • предоставляем доступ к информации обо всех наших образовательных продуктах, реализаторах, результатах оценки.
  • привлекаем всех членов IF к разработке, реализации, обновлении и улучшении качества образовательных продуктов.  

Мы обеспечиваем открытость и прозрачность процессов принятия решений, чтобы все заинтересованные стороны могли принимать активное участие в этом процессе.

Реализация на уровне обучающихся

ITMO.Survey

Сопровождающие мероприятия по ГИА (гайды, регламенты и тд)

Реализация на уровне сотрудников

Экспертный совет по искусственному интеллекту

Академический совет

Доступность

Мы предоставляем равные возможности для получения качественного образования независимо от пола, возраста, расы, социального статуса или индивидуальных особенностей. 

Мы предоставляем образовательный контент в разных форматах и возможность его освоения в нужном темпе.

Реализация на уровне обучающихся

Сопровождение инклюзивного образования

Выборность дисциплин 

Индивидуальные учебные планы с ускоренными треками

Реализация на уровне сотрудников

Развитие компетенций преподавателей в различных форматах

Разные форматы признания качества

Мы оцениваем качество образования на основе peer-review подхода (подхода на основе коллегиальной экспертизы) с привлечением независимых экспертов.

Мы приветствуем различные формы признания образовательных результатов, обеспечиваем возможность включения различных активностей в собственный диплом ИТМО.

Реализация на уровне обучающихся

Альтернативные форматы ВКР

Диплом ИТМО

Учет образовательных результатов, полученных за пределами ИТМО, и включение их в диплом ИТМО (например, результаты академической мобильности и тд)

Реализация на уровне сотрудников

Система 360