Качество образовательной деятельности

Деятельность университета в области качества направлена на подготовку и внедрение методических рекомендаций, способствующих повышению качества организации учебного процесса,  разработку и реализацию мероприятий, направленных на оценку качества, улучшение, модернизацию учебного процесса, сбор и анализ обратной связи от обучающихся и преподавателей с целью соответствия стандартам и показателям качества.

Качество образования - это взаимосвязанная структура, состоящая из трех главных компонентов: качество результата, качество процесса, качество условий. Качество каждого компонента влияет на качество других. Таким образом, идет взаимообратный процесс (спиралеобразный процесс развития) в целях повышения качества всей системы образования.

Систему качества Университета ИТМО в схематичном виде можно представить следующим образом:

                                     

Каждый компонент представлен набором качественных характеристик, из которые имеют свои критерии (показатели). 

Контролем  качества образовательной деятельности в Университете ИТМО занимается Управление качества образовательного процесса, в которое входят:

Образовательная политика реализуется в соответствии с целями и политикой в области качества.

Система 360

Система 360 – система мероприятий оценки качества реализации/сопровождения дисциплин/модулей. Данные по итогам проведения мероприятий системы 360 собираются на всех НПР и менторов, участвующих в реализации учебных дисциплин/модулей, реализуемых в Университете ИТМО.

Мероприятия системы 360 разрабатываются в соответствии с матрицей компетенций НПР и менторов Университета ИТМО. Матрица состоит из 5 групп компетенций: научно-предметные, педагогические, надпрофессиональные, цифровые, ценностные. Выделяются 3 уровня развития компетенций: основной, продвинутый, лидерский.

Система 360 включает в себя 4 основных мероприятия:

1.Студенческий опрос по итогам реализации учебных дисциплин/ модулей проводится в ИСУ, раздел ITMO.CoursesAssessment. Анкеты обучающимся назначаются на те учебные дисциплины/модули и тех преподавателей/менторов, которые указаны в его персональном расписании ИСУ. Анкету можно заполнить по двум трекам: короткому и длинному. 

Пройти опрос можно в ИСУ → Личный кабинет → Стартовая страница → ITMO.CoursesAssessment или по ссылке  https://isu.ifmo.ru/pls/apex/f?p=2437:85:105798476009973::NO 

Контакты: Центр качества организации учебного процесса edu.quality@itmo.ru

2.Посещение занятий (peer review) организуется ОПС. Менеджер ОПС направляет НПР запрос на посещение. Занятие посещают не менее двух сотрудников: эксперт от факультета и эксперт-методист (сотрудник ДОД или ОПС). Каждый эксперт заполняет отдельный чек-лист, как результат берется среднее арифметическое от оценок экспертов.

Контакты: Менеджер офиса поддержки сотрудников - Жукова Дарья Михайловна dzhukova@itmo.ru 

3. Самооценка НПР/ментора проводится в формате анкетирования. Опрос проводится с целью оценить уровень сформированности научно-предметных, педагогических, надпрофессиональных, цифровых и ценностных компетенций НПР/менторов университета.

Контакты: Директор центра университетских исследований и мониторинга - Кутергина Евгения Андреевна eakutergina@itmo.ru 

4. Характеристика руководителя НПР/ментора запрашивается только на тех НПР/менторов, по которым есть данные по опросу обучающихся, посещениям или самооценке. Руководителю предлагается оценить каждую группу компетенций НПР/ ментора.

Система 360 позволяет собирать данные для развития, помощи, поддержки НПР/ менторов, т.е. для создания общего информационного поля, для выявления лучших практик преподавания и выстраивания коммуникации со студентами, данные о дисциплинах и преподавании для принятия административных и кадровых решений.

Полученные в рамках системы 360 данные обрабатываются сотрудниками ДОД, ДСР, ОПС, ДИС. Результатом обработки данных является рейтинг НПР/ менторов, показывающий интегральную оценку развития компетенций каждого из них. Рейтинг используется в процессе отбора победителей на присуждение премий университета ИТМО научно-педагогическим работникам и финансирование стажировок менторов за достижения в образовательной деятельности.

Регламент отбора победителей на присуждение премий Университета ИТМО научно-педагогическим работникам и финансирование стажировок менторов за достижения в образовательной деятельности

Премия за достижения в образовательной деятельности

Мероприятия премии за достижения по образовательной деятельности разделены на 2 трека — Edu.Stars и Edu.Leaders. 

  • 1 трек: Edu.Stars. Его основа — это система 360. Мероприятия этой системы дают большую часть данных для анализа. 
  • 2 трек: Edu.Leaders — конкурс, в рамках которого преподаватели могут поделиться успешно реализованными оригинальными образовательными проектами (новые образовательные инструменты, новые форматы взаимодействия со студентами, онлайн-курсы и т.д.).

Подробнее о премии (в том числе о процедуре подачи заявки) вы можете прочитать на сайте.

Мониторинг образовательных программ

В Университете ИТМО ведется мониторинг образовательных программ (ОП) на основе показателей оценки качества.

Данные показатели делятся на три укрупненные группы:

  • качество условий,
  • качество процесса,
  • качество результата.

В марте 2021 года были впервые рассчитаны показатели качества образовательных программ магистратуры и сформирован рейтинг этих программ на уровне Университета.

На текущий момент проводится работа по автоматизации расчета показателей качества ОП  в информационной системе университета с доступом к нему руководителей программ. Ознакомиться с показателями качества можно в разделе: ИСУ → Портфолио подразделения → Выбрать подразделение (ОП) → Управление → Показатели качества ОП

Вместе с тем в Университете проходит и отдельный мониторинг качества реализации международных образовательных программ (МОП). Мероприятия мониторинга включают в себя три ежегодных среза значений показателей МОП, реализуемых в текущем учебном году. Перечень показателей качества МОП утвержден Положением о МОП.

Результаты мероприятий по оценке качества

С результатами опросов вы можете ознакомиться на сайте survey.itmo.ru

В рамках мероприятий Системы 360 в 2020/21 учебном году были обработаны 2441 анкеты по 1154 преподавателям. Эксперты от факультетов и методисты посетили 108 занятий. Самооценку прошли 202 преподавателя; характеристику от декана получили 119 из них.

В мае 2021 года по результатам мероприятий оценки качества реализации дисциплин Системы 360 победителям треков EduStars и EduLeaders были вручены премии за достижения в образовательной деятельности.

Документация СМК (ISO 9001:2015)

В Университете ИТМО с 2007 г. приняты и реализуются принципы менеджмента качества в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов ISO серии 9000. Каждые три года Университет ИТМО проходит ресертификационный аудит, по итогам которого выдаются новые сертификаты.  Между ресертификациями ежегодно проходит инспекционный контроль.

Перечень документов системы менеджмента качества образовательной деятельности Университета ИТМО:

Альбом процессов СМК

Политика и Цели в области качества на 2021/2022 учебный год, Положение о СМК ОД Университета ИТМО 2021

Приказ №1006-од от 23.09.21

ДП «Управление рисками и возможностями»

ДП «Внутренние аудиты СМК»

ДП «Управление документированной информацией»

ДП «Управление несоответствующими результатами процессов»

ДП «Управление корректирующими действиям»

ДП «Маркетинг ОД»

ДП «Разработка, утверждение и обновление ОПОП»

ДП «Реализация ОПОП»

ДП "Управление внеучебной деятельностью"

ДП "Мониторинг удовлетворенности потребителей"

ДП «Управление закупками»

ДП «Анализ СМК ОД со стороны руководства»

ДП «Научно-исследовательская деятельность обучающихся»

ДП «Управление инфраструктурой»

ДП «Управление персоналом»

Отчет об анализе СМК со стороны руководства

Реестр рисков

Сертификаты СМК (ISO 9001:2015)

Высокий уровень качества образовательных и инфраструктурных процессов подтверждается наличием сертификата соответствия СМК Университета ИТМО требованиям стандарта ISO-9001. 

Стоит отметить, что международная сертификация не является обязательной процедурой. Тем не менее, наличие у вуза документов, подтверждающих соответствие стандартам ISO гарантирует, что в организации налажена эффективная система управления качеством образовательных услуг. Кроме того, подтверждённый сертификат значительно увеличивает шансы на успех в тендерах по гос.закупкам и распределению бюджетных средств на развитие научно-образовательной деятельности.

Сертификаты СМК 2020: