Матрица компетенций НПР/менторов Университета ИТМО

Актуально на декабрь 2024

Матрица компетенций преподавателя лежит в основе Системы 360.  Она сочетает в себе 5 групп компетенций, которыми можно овладеть на 3 уровнях - основном, продвинутом и лидерском.

Матрица создавалась рабочей группой преподавателей и методистов, она позволяет учитывать весь спектр компетенций НПР.

Научно-предметные компетенции

Знание предмета обучения

Основной уровень развития 

  • Обладает опытом, знаниями в рамках предметной области.

  • Проводит занятия в соответствии с тематическим планом рабочей программы дисциплины, последовательно и полно раскрывает каждую тему, заявленную в программе, понимает логику выстраивания содержательных моментов.

  • Проводит занятия с учетом места дисциплины/модуля в ОП.

  • Следит за событиями в предметной области. Знает о новых научных открытиях и идеях в сфере преподаваемых дисциплин.

Продвинутый уровень развития 

  • Обладает опытом, знаниями в рамках предметной области.

  • Авторский подход к преподаванию дисциплины, преподаватель владеет информации об альтернативных точках зрения, перспективах развития предмета.

  • Проводит занятия с учетом места дисциплины/модуля в ОП.

  • Посещает профильные конференции и семинары, в том числе с представлением результатов собственных научных исследований в области преподаваемых дисциплин.

Лидерский уровень развития 

  • Обладает уникальным опытом, всесторонними и авторитетными знаниями в предметной области, обогащает область преподаваемых дисциплин за счет проведения собственных научных исследований.

  • Авторский подход к преподаванию дисциплины. Преподаватель владеет информацией о современном дискурсе, парадигмах, конкурирующих теориях, перспективах, вызовах, фронтирах в преподаваемой научной области, на занятиях выносит эту информацию для критического анализа и обсуждения.

  • Проводит занятия с учетом места дисциплины/модуля в ОП, предлагает материал и задания с учетом компетенций, получаемых на предшествующих и последующих курсах.

  • Принимает участие в профильных конференциях российского/международного уровня в качестве приглашенного эксперта, представляет результаты собственных научных исследований в области преподаваемых дисциплин

Научный кругозор

Основной уровень развития 

  • Владеет актуальными научными знаниями и методами исследований.

  • В проведении занятий опирается на релевантные научные данные.

  • Явлется начинающим исследователем, имеет публикации в РИНЦ и ВАК.

Продвинутый уровень развития 

  • Знает основные научные концепции и теории, в том числе смежных областях науки, владеет современными методами исследования, а также применяет эти знания на практике.
  • В проведении занятий опирается на релевантные научные данные, отслеживает и транслирует новейшие изыскания в области преподаваемых дисциплин.
  • Имеет степень кандидата наук и/или регулярно публикует исследования в российских и международных изданиях (ВАК, SCOPUS,WoS).

Лидерский уровень развития 

  • Знает основные направления развития современных научных концепций, находится в контексте существующей научной парадигмы, знакомит обучающихся с современными научными проблемами и теориями, обновляет информацию на основе новых научных данных.
  • В проведении занятий опирается на релевантные научные данные, отслеживает и транслирует новейшие изыскания в области преподаваемых дисциплин, в том числе данные полученные в результате собственных исследований.
  • Имеет степень кандидата (доктора, PhD) наук, систематически публикует результаты исследований в журналах, индексируемых RSCI, WoS, SCOPUS.

Научно-образовательная работа

Основной уровень развития 

  • Обучение носит практический характер.

  • В организации обучения включает обучающихся в профессионально-практическую деятельность.

  • Для проведения занятий использует готовые и собственные научно-методические разработки.

Продвинутый уровень развития 

  • Обучение носит практический характер.
  • В организации обучения включает обучающихся в профессионально-практическую и/или исследовательскую деятельность.
  • Для проведения занятий использует собственные научно-методические разработки.

Лидерский уровень развития 

  • Обучение носит практический характер.
  • В организации обучения включает обучающихся в профессионально-практическую и исследовательскую деятельность.
  • Для проведения занятий использует собственные научно-методические разработки, в том числе с учетом результатов проведенных исследований.

Связь с индустрией

Основной уровень развития 

  • Проектирует и реализует содержание обучения с учетом будущей профессиональной деятельности обучающихся.
  • Имеет опыт работы в индустрии, приводит примеры из реальной практики в области преподаваемой дисциплины/модуля или может быть членом академических или профессиональных сообществ.

Продвинутый уровень развития 

  • Проектирует и реализует содержание обучения с учетом будущей профессиональной деятельности обучающихся.
  • Имеет опыт работы в индустрии, при проведении занятий приводит примеры из личной практики работы в индустрии или состоит в профессиональных/академических сообществах и объединениях.

Лидерский уровень развития 

  • Проектирует и реализует содержание обучения с учетом будущей профессиональной деятельности обучающихся.
  • Имеет значительный опыт работы в индустрии, при проведении занятий приводит примеры из личной практики или состоит в профессиональных/академических сообществах и объединениях.

Педагогические

Современные образовательные технологии

Основной уровень развития 

  • Проводит занятия с учетом оптимальной организации восприятия и освоения знаний, выработки умений и навыков.
  • Использует в учебном процессе активные, интерактивные методы обучения.
  • Выбор форм, методов и технологий с учетом целей обучения целевой группы и проектирование на этой основе собственной деятельности и деятельности обучающихся.

Продвинутый уровень развития 

  • Проводит занятия с обучающимися с учетом оптимальной организации восприятия и освоения знаний, выработки умений и навыков.
  • Использует активные, интерактивные методы, технологии обучения, демонстрирует гибкое и результативное их применение.
  • Выбор форм, методов и технологий с учетом целей обучения целевой группы и проектирование на этой основе собственной деятельности и деятельности обучающихся.

Лидерский уровень развития 

  • Проводит занятия с обучающимися с учетом оптимальной организации восприятия и освоения знаний, выработки умений и навыков.
  • Использует активные, интерактивные методы, технологии обучения, в том числе авторские, демонстрирует гибкое и результативное их применение
  • Выбор форм, методов и технологий с учетом целей обучения целевой группы и проектирование на этой основе собственной деятельности и деятельности обучающихся.

Управление группой

Основной уровень развития 

  • Умеет активизировать внимание обучающихся, настраивать на работу.
  • Умеет диагностривать характер освоения нового материала обучающимися, предвидеть сложности в его восприятии.
  • Включает всех обучающихся в работу на занятии, старается учитывать индивидуальные особенности обучающихся в процессе обучения (восприятие информации, скорость реакции, темперамент, особенности иностранных студентов, ограничения по состоянию здоровья и т.д.).

Продвинутый уровень развития 

  • Умеет активизировать внимание обучающихся, настраивать на работу, способен поддерживать интерес на протяжении всего занятия.
  • Умеет диагностривать характер освоения нового материала обучающимися, предвидеть сложности в его восприятии, в случае необходимости может перестроить ход занятия.
  • Включает всех обучающихся в работу на занятии, старается учитывать индивидуальные особенности обучающихся в процессе обучения (восприятие информации, скорость реакции, темперамент, особенности иностранных студентов, ограничения по состоянию здоровья и т.д.), персонифицировать подход.

Лидерский уровень развития 

  • Умеет активизировать внимание обучающихся, способен поддерживать интерес на протяжении всего занятия (стимулирует их познавательную, творческую активность); умеет работать со слабомотивированными обучающимися.
  • Умеет диагностривать характер освоения нового материала обучающимися, предвидеть сложности в его восприятии, в случае необходимости может перестроить ход занятия.
  • Включает всех обучающихся в работу на занятии и организует внеучебную деятельность, старается учитывать индивидуальные особенности обучающихся в процессе обучения (восприятие информации, скорость реакции, темперамент, особенности иностранных студентов, ограничения по состоянию здоровья и т.д.), персонифицировать подход.

Обратная связь

Основной уровень развития 

  • Осуществляет сбор и анализ обратной связи в ходе и после обучения для совершенствования процесса обучения.
  • Объективно и оперативно оценивает все задания, выполняемые обучающимися в рамках освоения дисциплины.
  • Ко всем заданиям предложены критерии их выполнения понятные и прозрачные для всех обучающихся.

Продвинутый уровень развития 

  • Осуществляет сбор и анализ обратной связи в ходе и после обучения для для совершенствования процесса обучения.
  • Объективно и оперативно оценивает все задания, выполняемые обучающимися в рамках освоения дисциплины.
  • Ко всем заданиям предложены критерии их выполнения понятные и прозрачные для всех обучающихся, в работе с обучающимися использует альтернативные практики оценивания (взаимооценка, самооценка, экспертная оценка).

Лидерский уровень развития

  • Осуществляет сбор и анализ обратной связи в ходе и после обучения для формулирования выводов об эффективности обучения в соответствии с запланированными результатами.
  • Объективно и оперативно оценивает все задания, выполняемые обучающимися в рамках освоения дисциплины.
  • Ко всем заданиям предложены критерии их выполнения понятные и прозрачные для всех обучающихся, в работе с обучающимися использует альтернативные практики оценивания (взаимооценка, самооценка, экспертная оценка).

Социально-психологическая готовность

Основной уровень развития

  • Знает особенности познавательной деятельности обучающихся.
  • Сохраняет спокойствие и продуктивность в случае возникновения нестандартной ситуации в работе с обучающимися, способен найти быстрое и эффективное решение возникающих сложностей.
  • Систематически повышает свой профессиональный уровень, в том числе путем получения дополнительного профессионального образования.

Продвинутый уровень развития 

  • Знает особенности познавательной деятельности обучающихся.
  • Сохраняет спокойствие и продуктивность в случае возникновения нестандартной ситуации в работе с обучающимися, способен найти быстрое и эффективное решение возникающих сложностей.
  • Систематически повышает свой профессиональный уровень, в том числе путем получения дополнительного профессионального образования.

Лидерский уровень развития 

  • Знает особенности познавательной деятельности обучающихся.
  • Сохраняет спокойствие и продуктивность в случае возникновения нестандартной ситуации в работе с обучающимися, способен найти быстрое и эффективное решение возникающих сложностей.
  • Систематически повышает свой профессиональный уровень, в том числе путем получения дополнительного профессионального образования.

Надпредметные

Планирование и самоорганизация

Основной уровень развития 

  • Отслеживает и во время вносит изменения в расписании занятий и следит, чтобы студенты были проинформированы об изменениях.
  • Реалистично планирует занятия с точки зрения времени для достижения учебных целей, контролирует соблюдение плана реализации дисциплины.
  • Может сочетать преподавательскую деятелость с написанием статей, участием в конференциях и иных научных мероприятиях.

Продвинутый уровень развития 

  • Отслеживает и своевременно вносит изменения в расписании занятий и следит, чтобы студенты были проинформированы об изменениях.
  • Реалистично распределяет время при проведении занятий для достижения учебных целей, не перегружает лишними материалами, контролирует соблюдение плана реализации дисциплины.
  • Сочетает преподавательскую деятельность с публикацией результатов собственных иследований, участием в конференциях, грантовых конкурсах и иных научно-исследовательских мероприятиях.

Лидерский уровень развития 

  • Отслеживает и своевременно вносит изменения в расписании занятий и следит, чтобы студенты были проинформированы об изменениях.
  • Реалистично распределяет время при проведении занятий для достижения учебных целей, не перегружает лишними материалами, контролирует соблюдение плана реализации дисциплины.
  • Сочетает преподавательскую деятельность с публикацией результатов собственных иследований, участием и организацией конференций, грантовых конкурсов и иных научно-исследовательских мероприятий.

Гибкость

Основной уровень развития 

  • Замечает возникающие изменения в рамках профессиональной деятельности и способен адаптироваться под нестандартные ситуации.
  • Готов вносить изменения в рабочую программу дисциплины.
  • Обращается к студентам, коллегам, сервисным службам для наиболее продуктивного решения проблем.

Продвинутый уровень развития 

  • Замечает возникающие изменения в рамках профессиональной деятельности и способен адаптироваться под нестандартные ситуации.
  • Своевременно актуализирует рабочую программу дисциплины.
  • При решении возникающих проблем обращается к студентам, коллегам или сервисным службам для поиска наиболее оптимального решения.

Лидерский уровень развития 

  • Замечает возникающие изменения в рамках профессиональной деятельности и способен адаптироваться под нестандартные ситуации.
  • Своевременно актуализирует рабочую программу дисциплины.
  • При решении возникающих проблем обращается к студентам, коллегам или сервисным службам для поиска наиболее оптимального решения, выражает готовность помочь другим.

Продвижение изменений

Основной уровень развития

  • Демонстрирует лояльность к изменениям, не препятствует им.
  • Учавствует во встречах рабочих групп.
  • Может пересмотреть свою работу и проанализировать учебный процесс на предмет потенциальных изменений.

Продвинутый уровень развития

  • Видит новые возможности внедрения изменений, может объяснить, почему они важны.
  • Регулярно участвует во встречах рабочих групп.
  • Выступает инициатором внедрения изменений в порядке работы в целях улучшения ее качества, может обосновать их необходимость с представлением анализа последствий изменений, оценки рисков, пользы, планируемых результатов.

Лидерский уровень развития

  • Видит новые возможности внедрения изменений, может объяснить, почему они важны, участвует в их реализации, вносит изменения и дополнения в порядок работы.
  • Инициирует создание рабочих групп, представляет новые идеи и возможности на учебно-методических советах.
  • Систематически отслеживает необходимость внедрения изменений в порядок работы в целях улучшения и поддержки ее качества, в управлении изменениями действует планомерно и обоснованно, анализирует их эффективность.

Готовность брать обязательства

Основной уровень развития 
  • Консультируется со старшими коллегами при решении копмлексных задач или при изменении стандартных условий.
  • Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивает реализацию возложенных на него задач в полном объеме.
  • Знает свои сильные и слабые стороны.

Продвинутый уровень развития 

  • Готов брать обязательства за решение всего спектра функциональных задач.
  • Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивает реализацию возложенных на него задач в полном объеме, мотивирован реализовывать расширенный спектр задач при наличии соответствующего опыта.
  • Знает свои сильные и слабые стороны, стремится с самопознанию, к выявлению и проработке зон роста.

Лидерский уровень развития

  • Берет на себя обязательства за решение всего спектра функциональных задач, создает и распространяет лучшие образовательные практики.
  • Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне, способен решать самостоятельно сложные комплексные задачи, иногда из смежных областей.
  • Знает свои сильные и слабые стороны, стремится с самопознанию, к выявлению и проработке зон роста.

Навыки ораторского искусства, риторики, убеждения и аргументации

Основной уровень развития

  • Внимательно относится к своей речи, понимает, что успех в организации познавательной деятельности обучающихся напрямую зависит от умения эффективно и убедительно выражать свои мысли, заранее готовится к устным выступлениям.
  • Способен применять иностранный язык для профессионального взаимодействия.

Продвинутый уровень развития

  • Признает за собой повышенную речевую ответственность, понимает, что успех в организации познавательной деятельности обучающихся напрямую зависит от умения многомерно мыслить, ставить вопросы, отвечать точно и недвусмысленно, излагать доступно и выразительно, слушать доброжелательно и с пониманием; готовится к устному выступлению.
  • Способен применять иностранный язык для профессионального взаимодействия.

Лидерский уровень развития

  • Признает за собой повышенную речевую ответственность, понимает, что успех в организации познавательной деятельности обучающихся напрямую зависит от умения многомерно мыслить, ставить вопросы, отвечать точно и недвусмысленно, излагать доступно и выразительно, слушать доброжелательно и с пониманием; готовится к устному выступлению.
  • Способен применять иностранный язык для профессионального взаимодействия.

Профессиональное и личностное развитие

Основной уровень развития

  • Отслеживает передовой педагогический опыт, ориентирован на повышение профессиональной квалификации и мастерства.
  • Признает необходимость периодического обучения на курсах повышения профессиональной квалификации.

Продвинутый уровень развития

  • Ориентирован на изучение, овладение и распространение передового педагогического опыта, на повышение профессиональной квалификации и мастерства, на непрерывное самообразование и профессиональное саморазвитие.
  • Признает, что повышение квалификации - важная часть профессионального развития.

Лидерский уровень развития

  • Ориентирован на изучение, овладение и распространение передового педагогического опыта, на повышение профессиональной квалификации и мастерства, самообразование и профессиональное саморазвитие; оказывает помощь начинающим преподавателям в их самообразовательной работе.
  • Демонстрирует, заинтересовывает, вовлекает коллег для участия в курсах повышения квалификации.

Цифровые

Информационная грамотность, цифровые ресурсы, технологии и контент

Основной уровень развития 

  • Умеет искать, хранить и безопасно распространять информацию.
  • Использует цифровые платфоменные решения готовый и (или) самостоятельно разработанный цифровой контент, редактирует и повышает его качество при необходимости.
  • Обеспечивает безопасность и сохранность персональных устройств и данных.

Продвинутый уровень развития 

  • Умеет искать, хранить и безопасно распространять информацию.
  • Использует цифровые платфоменные решения готовый и (или) самостоятельно разработанный цифровой контент, редактирует и повышает его качество при необходимости.
  • Обеспечивает безопасность и сохранность персональных устройств и данных.

Лидерский уровень развития 

  • Умеет искать, хранить и безопасно распространять информацию.
  • Использует цифровые платфоменные решения готовый и (или) самостоятельно разработанный цифровой контент, редактирует и повышает его качество при необходимости.
  • Обеспечивает безопасность и сохранность персональных устройств и данных.

Коммуникация

Основной уровень развития 

  • Организовывает коммуникацию с использованием цифровых технологий.
  • Отвечает на сообщения в течение 48 часов.
  • Соблюдает цифровой этикет (нормы деловой переписки, субординации, личные границы, личное времемя).
  • Есть несистемные публикации на тему читаемых дисциплин в социальных сетях/мессенджерах.

Продвинутый уровень развития 

  • Организовывает коммуникацию с использованием цифровых технологий.
  • Отвечает на сообщения в течение 48 часов.
  • Соблюдает цифровой этикет (нормы деловой переписки, субординации, личные границы, личное времемя).
  • Использует социальные сети для развития личного бренда, популяризации преподаваемых дисциплин и своей области экспертизы.

Лидерский уровень развития 

  • Организовывает коммуникацию с использованием цифровых технологий.
  • Отвечает на сообщения в течение 48 часов.
  • Соблюдает цифровой этикет (нормы деловой переписки, субординации, личные границы, личное времемя).
  • Имеет профили в социальных сетях, использует социальные сети для развития личного бренда, популяризации преподаваемых дисциплин, университета ИТМО.

Использование цифровых инструментов в преподавании и обучении

Основной уровень развития 

  • Использует цифровые инструменты и сервисы для решения образовательных задач (хранения и распространения материалов (LMS), общения со студентами,организации групповой работы студентов.
  • Использует цифровые инструменты для формирующего и суммирующего (итогового) оценивания. Собирает и анализирует образовательные результаты обучающихся в рамках оценивания. Использует полученные данные для совершенствования системы оценивания в рамках преподаваемых дисциплин.
  • Использует цифровые инструменты для персонификации обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся (доступность и инклюзивность, персонализация, вовлечение).

Продвинутый уровень развития 

  • Использует цифровые инструменты и сервисы для решения образовательных задач (хранения и распространения материалов (LMS), общения со студентами,организации групповой работы студентов.
  • Использует цифровые инструменты для формирующего и суммирующего (итогового) оценивания. Собирает и анализирует образовательные результаты обучающихся в рамках оценивания. Использует полученные данные для совершенствования системы оценивания в рамках преподаваемых дисциплин.
  • Использует цифровые инструменты для персонификации обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся (доступность и инклюзивность, персонализация, вовлечение).

Лидерский уровень развития 

  • Использует цифровые инструменты и сервисы для решения образовательных задач (хранения и распространения материалов (LMS), общения со студентами,организации групповой работы студентов.
  • Использует цифровые инструменты для формирующего и суммирующего (итогового) оценивания. Собирает и анализирует образовательные результаты обучающихся в рамках оценивания. Использует полученные данные для совершенствования системы оценивания в рамках преподаваемых дисциплин.
  • Использует цифровые инструменты для персонификации обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся (доступность и инклюзивность, персонализация, вовлечение).

Ценностные

Уважение к личности

Основной уровень развития 

  • Создает условия, способствующие гармоничному развитию личности, предоставляет возможности для самореализации и саморазвития каждого обучающегося.
  • Уважает права и достоинства людей вне зависимости от возраста, пола, языка, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального и должностного положения или любых иных обстоятельств.

Продвинутый уровень развития 

  • Создает условия, способствующие гармоничному развитию личности, предоставляет возможности для самореализации и саморазвития каждого обучающегося.
  • Уважает права и достоинства людей вне зависимости от возраста, пола, языка, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального и должностного положения или любых иных обстоятельств.

Лидерский уровень развития 

  • Создает условия, способствующие гармоничному развитию личности, предоставляет возможности для самореализации и саморазвития каждого обучающегося.
  • Уважает права и достоинства людей вне зависимости от возраста, пола, языка, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального и должностного положения или любых иных обстоятельств.

Добросовестность

Основной уровень развития 

  • Всегда выполняет взятые на себя обязательства в рамках должностного функционала (проводит занятия по расписанию в соответствии с РПД, своевременно выставляет баллы в БаРС), соблюдает достигнутые договоренности.
  • Следует нормам и принципам работы, принятым в университете.

Продвинутый уровень развития 

  • Всегда выполняет взятые на себя обязательства в рамках должностного функционала (проводит занятия по расписанию в соответствии с РПД, своевременно выставляет баллы в БаРС), соблюдает достигнутые договоренности.
  • Следует и активно транслирует нормы и принципы работы, принятые в университете обучающимся/коллегам.

Лидерский уровень развития 

  • Всегда выполняет взятые на себя обязательства в рамках должностного функционала (проводит занятия по расписанию в соответствии с РПД, своевременно выставляет баллы в БаРС), соблюдает достигнутые договоренности.
  • Создает нормы и принципы работы, принятые в университете.

Академическая свобода

Основной уровень развития

  • Учавствует в инновационной деятельности университета, демонстрирует индивидулаьное целостное видение целей обучения.
  • Свободно выбирает и использует педагогически обоснованные формы, средства, методы обучения и воспитания.

Продвинутый уровень развития 

  • Учавствует в инновационной деятельности университета, демонстрирует индивидулаьное целостное видение целей обучения.
  • Свободно выбирает и использует педагогически обоснованные формы, средства, методы обучения и воспитания.

Лидерский уровень развития 

  • Учавствует в инновационной деятельности университета, демонстрирует индивидулаьное целостное видение целей обучения.
  • Свободно выбирает и использует педагогически обоснованные формы, средства, методы обучения и воспитания.

Открытость

Основной уровень развития 

  • Готов к взаимодействию со студентами, коллегами во внеучебное время по преподаваемой дисциплине.
  • Выстраивает образовательный процесс с учетом принципов открытости, прозрачности.

Продвинутый уровень развития 

  • Открыт(а) к общению со студентами во внеучебное время, но только по преподаваемой дисциплине.
  • Выстраивает образовательный процесс с учетом принципов открытости, прозрачности.

Лидерский уровень развития 

  • Открыт(а) к общению со студентами во внеучебное время, но только по преподаваемой дисциплине.
  • Выстраивает образовательный процесс с учетом принципов открытости, прозрачности.

Любовь

Основной уровень развития 

  • Взаимодействует с обучающимися и коллегами в соответстсвии с принципами, принятыми в университете.
  • Нравится преподавать, любит предмет, которому обучает.
  • Знает и разделяет миссию ценности университета, способствует увеличению репутационного капитала университета через собственную работу.
  • Проявляет эмпатию и неравнодушен к окружающим людям и университету.

Продвинутый уровень развития

  • Взаимодействует с обучающимися и коллегами в соответстсвии с принципами, принятыми в университете.
  • Нравится преподавать, любит предмет, которому обучает.
  • Знает и разделяет миссию ценности университета, способствует увеличению репутационного капитала университета через собственную работу.
  • Проявляет эмпатию и неравнодушен к окружающим людям и университету.

Лидерский уровень развития 

  • Взаимодействует с обучающимися и коллегами в соответстсвии с принципами, принятыми в университете.
  • Искренне любит преподавать, преподавание приносит много положительных эмоций.
  • Знает и разделяет миссию ценности университета, способствует увеличению репутационного капитала университета через собственную работу.
  • Проявляет эмпатию и неравнодушен к окружающим людям и университету.